К основному контенту
Ворошилов Владимир Яковлевич (18 декабря 1930г. - 10 марта 2001г.) – российский телевизионный деятель и ведущий, театральный художник и режиссёр. Ему принадлежит идея создания телевизионной передачи «Что? Где? Когда?», на протяжении четверти века он являлся её режиссёром и ведущим. В 1989 году возглавил Международную ассоциацию клубов «Что? Где? Когда?», став её первым президентом. Ему было присвоено звание академика Академии российского телевидения.

Фамилия Владимира, которую он получил при рождении, – Колманович. Мальчик появился на свет 18 декабря 1930 года в крымском городе Симферополе.
Его дедушка по папиной линии был первоклассным портным. Отец, Колманович Яков Давидович, 1908 года рождения, имел еврейское происхождение, работал всю жизнь на руководящих постах. Когда родился Володя, он заведовал бюро рационализации. После переезда в Москву его назначили на должность главного инженера в наркомате лёгкой промышленности. После войны он какое-то время занимался преподавательской деятельностью. В 1948 году возглавил одно из крупнейших и старейших в Советском Союзе предприятий по пошиву одежды – фабрику «Большевичка». В 1952 году был переведён на должность главного инженера фабрики.

Мама, Вера Борисовна (девичья фамилия Пелех), 1910 года рождения, занималась пошивом одежды на дому. Когда началась Великая Отечественная война, семья Колмановичей была эвакуирована в Магнитогорск. Отец руководил пошивом обмундирования для советской армии, мама трудилась вместе с ним на производстве.
Так как отца часто переводили на новое место работы, ранние детские годы Владимира прошли в Ленинграде и Киеве.
После эвакуации в 1944 году Колмановичи переехали в Москву. Им дали квартиру на Кутузовском проспекте. Здесь Володя пошёл учиться в Московскую среднюю художественную школу при НАРКОМПРОССе СССР. Сам он называл это учебное заведение школой для одарённых детей. А то, что Владимир был одарён природой, стало понятно ещё в раннем возрасте. Родители отмечали, что у сына был особый склад ума: будучи совсем маленьким мальчиком, он мыслил и рассуждал как взрослый человек.

Получив аттестат о среднем образовании в 1949 году, Володя стал студентом Школы-студии МХАТ, отучился там год, и потом перевёлся в Государственный художественный институт Эстонской ССР (сейчас это Эстонская академия художеств) на специальность театральная декорация (сценография). Он был одним из самых умных и способных студентов.
Его дипломную работу запомнили многие преподаватели, потому что во время защиты разразился скандал. Ворошилов сделал эскизы костюмов и декораций к постановкам пьес Оливера Голдсмита «Ночь ошибок» и Арбузова А. Н. «Годы странствий». Для того периода это был своеобразный вызов, хрущёвская оттепель только-только начиналась, а тут советский студент взял для дипломного проекта западную пьесу восемнадцатого века. Многие рассмотрели в этом намеренный уход от проблем советской современности.
Работа по профессии декоратора
В 1955 году Ворошилов получил диплом и распределение в Восточную Германию, где находилась группа советских войск. Там для армейского театра он должен был готовить декорации. Вырвавшись за границу, молодому человеку захотелось в полной мере ощутить воздух свободы, погулять по магазинам и ресторанам, пообщаться с представительницами немецкого прекрасного пола. Вёл он себя вольготно, мог даже уйти в рабочее время и рисовать немок в каком-нибудь ресторанчике.
Всё это привело к серьёзному конфликту, Ворошилова уволили из армейского театра. Хотели отправить злостного нарушителя на родину, но документы у Володи оказались оформленными на год, и выдворить его из Германии не получилось. Тогда ему поручили нудную, противную работу – рисовать стенгазеты и писать советские лозунги на длинных матерчатых полотнищах. Позднее этот период Ворошилов охарактеризовал как чёрную полосу в своей жизни, ему казалось, что от тупой работы он сойдёт с ума, в какой-то момент даже возникала мысль о самоубийстве.

В 1957 году Владимир вернулся в Москву, в качестве художника-декоратора и постановщика начал активно сотрудничать со столичными театрами:
МХАТ;
театр на малой Бронной;
театр имени Станиславского;
театр на Таганке;
Малый театр;
«Ленком»;
театр имени Ермоловой;
«Современник»;
театр оперетты;
ТЮЗ.
Он всё-таки отучился в Школе-студии МХАТ на постановочном факультете и окончил Высшие режиссёрские курсы при Государственном институте театрального искусства имени Луначарского. Его дипломной работой на Высших курсах была постановка пьесы «Шторм» Билль-Белоцерковского В. Н., в 1967 году её поставили в Театре драмы имени Лермонтова на Ставрополье.

В 1966 году Ворошилову поступило предложение попробовать себя на телевидении. Свою работу здесь он начал с документальных и научно-познавательных передач и фильмов: стал автором и режиссёром документального фильма «Хиросима» (1967);
режиссировал телевизионный спектакль по пьесе советского писателя Валерия Осипова «Серебристый грибной дождь» (1967);
был автором сценария и режиссёром документальных фильмов «Письма 1941-го года» и «Завещание 1942-го года» (1968).
В 1970 году Ворошилов придумал, режиссировал и начал вести первое рекламно-игровое шоу на Центральном телевидении «Аукцион». Участники в прямом эфире давали ответы на вопросы по поводу различных товаров – от конфет до стиральных машинок. Победителю полагался приз, ничего подобного до этого времени на советском телевидении не было.
Популярность передачи была бешеная, но после шести выпусков её сняли с эфира. Такой «несоветский» формат пугал руководство Центрального телевидения и страны. Все замечания Владимир воспринял в штыки и получил запрет на появление в кадре, при этом продолжать работу в качестве режиссёра и сценариста ему разрешили.

В начале 1970-х годов в голову Ворошилову пришла новая идея – программа «А ну-ка, парни!» К сожалению, из-за несчастного случая, произошедшего на съёмках, передача тоже не задержалась в эфире надолго.
«Что? Где? Когда?». Владимир не отчаивался и продолжал придумывать новые идеи. В начале осени 1975 года он запустил в эфир очередной игровой проект под названием «Семейная викторина». Играли друг против друга две семьи, находящиеся у себя дома и отвечающие на вопросы, используя домашние книги. Но после эфира Ворошилов не удовлетворился результатом.
В 1976 году он поменял задумку, сделав викторину телевизионным молодёжным клубом «Что? Где? Когда?» с участием студентов университета. Тогда впервые на столе появился крутящийся волчок, он указывал на того, кто будет отвечать. За правильный ответ полагался приз – книга. Телезрителям программа пришлась по душе, а Владимиру Яковлевичу снова не понравилась.
И лишь в 1977 году передача вышла в новом формате, когда волчок выбирает письмо от телезрителя, а команда из шести человек в течение минуты ищет ответ на заданный вопрос. Передача оказалась успешной. В 1977 году она вышла один раз, а в 1978 году было снято целых девять эфиров. В 1979 году команду за столом стали называть знатоками и впервые воспользовались музыкальной паузой.
За последующие годы программа превратилась в одну из самых рейтинговых, популярных и любимых на советском телевидении. За битвой знатоков против телезрителей следили с таким же интересом, как за матчами хоккейной сборной СССР. Знатоки становились звёздами и по популярности уже приравнивались к актёрам кино. Ворошилов добился грандиозного успеха, при этом не прекращал эксперименты с форматом передачи.
В период развала Советского Союза «интеллектуальный клуб», где победитель получал в подарок книги, преобразовался в «интеллектуальное казино, и игра теперь пошла на деньги. Разрушилась огромная страна, а передача осталась на плаву, и в этом большая заслуга Ворошилова. В 1997 году Владимиру Яковлевичу была вручена премия «ТЭФИ» за идею и воплощение в жизнь проекта «Что? Где? Когда?».
Он был ужасный трудоголик, весь в отца. Яков Давидович всегда мечтал, что когда-нибудь изобретут таблетки, приняв которые совсем не захочется спать человеку, и тогда можно будет бесконечно работать. Таким же точно был и Владимир – вкалывал сутками напролёт. Никогда ни одна жена, семья или друзья не были для него на первом месте, только работа, а потом уже все остальные.
Личная жизнь
Пока Володя учился в Эстонии, его родители удочерили девочку Аню, взяли её из дома малютки в восьмимесячном возрасте. Но вскоре в семью нагрянула беда, в декабре 1952 года арестовали отца. У Якова Калмановича была прекрасная репутация, тем не менее он провёл одиннадцать месяцев под следствием. Фактической причиной ареста стала его национальность. Но всё обошлось, и папу отпустили.
В это же время Владимир заключил свой первый брак и в связи с такими событиями взял фамилию супруги, так он стал Ворошиловым. Он не виноват в том, что родился евреем, молодому человеку хотелось жить и самореализовываться, а советские власти преследовали абсолютно противоположные цели. С женой он в скором времени развёлся, но фамилию менять не стал.
Впоследствии он ещё трижды официально регистрировал свои отношения с женщинами. Что касается второй и третьей жён, то известны только их фамилии – Бухаркина, Музыка.
Его четвёртая супруга Наталья Стеценко трудилась вместе с ним над передачей «Что? Где? Когда?», они поженились в 1984 году. Владимир усыновил её сына от предыдущего брака Бориса.
Кроме жён у Ворошилова было множество романов, он умел нравиться женщинам. В их число входили красивейшие и самые известные женщины Москвы. Причём они вовсе не преследовали корыстных целей, сами были достаточно состоятельными.
В последние годы Владимир Яковлевич жил в гражданском браке с Натальей Климовой. В 1997 году она родила ему единственную дочь Наташу. Впервые по-настоящему он испытал отцовские чувства в 67 лет. Маленьких детей он панически боялся, потому что никогда в жизни с ними не сталкивался так близко. Когда малышку привезли из родильного дома, у Ворошилова дома как раз гостил его друг Анатолий Лысенко. Владимир попросил его спуститься первым и посмотреть, всё ли у малышки на месте. И только когда Анатолий сообщил ему, что девочка – красавица, а главное, очень похожа на Ворошилова, тот пошёл к дочери.
Маленькая Наташа стала смыслом всей его жизни, он обожал дочку.
Начиная с 1995 года, Ворошилова сильно стали беспокоить сердечные боли. Часто для него вызывали «неотложку». Последний раз это произошло сразу после съёмок финала зимней серии игр «Что? Где? Когда?» 30 декабря 2000 года. Владимир Яковлевич заявил, что весеннюю серию игр вести не будет, вопрос стоял даже о закрытии передачи.
С наступлением нового 2001 года Ворошилову стало лучше, сердце даже отошло на второй план, больше беспокоила язва двенадцатиперстной кишки. Обширный инфаркт произошёл неожиданно, и 10 марта 2001 года Владимира Яковлевича не стало.
Его хоронили 13 марта 2001 года. Прощались с ним в Охотничьем домике Нескучного сада, там, где на протяжении последних лет проходили съёмки передачи «Что? Где? Когда?». Попрощаться со своим легендарным крупье приехали «старожилы» программы, коллеги Ворошилова по телевизионному цеху, много пришло простых москвичей. Когда гроб с телом стали выносить, среди туч, как будто по заказу, проглянуло солнце.
Владимир Яковлевич никогда не отличался сентиментальностью, но последние дни перед смертью он как будто не мог найти себе места. Брался что-то писать, потом бросал и усаживался в кресло с книжкой, принимался звонить членам клуба знатоков, коллегам, чтобы поговорить о том, о сём. Словно чувствовал скорый уход и хотел ещё раз услышать знакомые голоса.
После смерти Владимир Яковлевич был удостоен премии «ТЭФИ», на этот раз в номинации «За личный вклад в развитие российского телевидения». Игра продолжает жить, её ведёт пасынок Ворошилова – Борис Крюк.
А на могиле создателя «Что? Где? Когда?» установили памятник, сделанный по проекту участника команды знатоков – архитектора Никиты Шангина. Отполированный гранитный куб, символизирующий чёрный ящик…

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Почему романы Джейн Остин всё ещё актуальны в наше время?

  Давайте поговорим о великой классической писательнице британской литературы. 16 декабря 1775 года родилась Джейн Остин, автор таких знаменитых романов, как «Гордость и предубеждение», «Эмма», «Нортенгерское аббатство» и др. Её книги – нечто большее, чем просто истории о любви. Это «романы нравов», примечательные, прежде всего, яркими и многогранными характерами героев. Простота сюжета сочетается с глубоким психологизмом, иронией и тонким «английским» юмором. С первых страниц начинает казаться, что главные героини книг знакомы вам уже много лет как добрые подруги. Воспитанная и остроумная Элизабет Беннет, активная и харизматичная Эмма Вудхаус или мудрая и честная Элинор Дэшвуд заставляют проникнуться их жизнью, искренне радоваться и переживать за девушек. С другой стороны, появление антагонистов вызывает бурю возмущения. Сюжеты романов часто касаются темы лицемерия в светском обществе того времени, меркантильности некоторых джентльменов и леди, а так же коварства, казалось бы, благоро

Кто сказал, что библиотеки скучные?

 Кто сказал, что библиотеки скучные?   В тишине заставленных книжными стеллажами залов происходили и происходят до сих пор очень интересные события. Приведем несколько любопытных фактов о библиотеках. Большая часть из них была терпеливо собрана в разнообразных интернет-энциклопедиях, а кое-какие выужены из новостных лент. Хотите узнать, зачем в библиотеке работали верблюды?  Не представляете в какой стране живет самый злостный задолжник? Тогда, читайте дальше.
✿ ECO   КНИГА: ЭКОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ   Внушительный рекомендательный список литературы по экологии и защите окружающей среды в контексте образования.   Данная литература, позволит взглянуть на проблемы экологического характера под разным углом, с разных точек зрения. В "ГОД ЭКОЛОГИИ" Эта  подборка экологической литературы станет полезной как для библиотекарей,  так и для воспитателей и педагогов образовательных учреждений. Символическое изображение экологического характера.