К основному контенту

✿ ECO КНИГА: ЭКОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

Внушительный рекомендательный список литературы по экологии и защите окружающей среды в контексте образования.

 Данная литература, позволит взглянуть на проблемы экологического характера под разным углом, с разных точек зрения. В "ГОД ЭКОЛОГИИ" Эта  подборка экологической литературы станет полезной как для библиотекарей,  так и для воспитателей и педагогов образовательных учреждений.

Символическое изображение экологического характера.



Фридман В.С. Глобальный экологический кризис. По материалам курса лекций «Охрана природы: Биологические основы, имитационные модели, социальные приложения». – М: ЛЕНАНД, 2017. – 448 с.

Книга написана на основе лекций автора по курсу «Охрана природы», читаемом на биологическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. Центральная задача работы – помочь каждому понять собственный интерес к каким-либо аспектам предмета и снабдить всех своего рода опорным конспектом, отталкиваясь от которого, студенты могут самостоятельно продолжить углубление в тему.
Обсуждается предмет, цели и задачи охраны природы как научно-практической дисциплины. Охарактеризованы факторы, определяющие глобальный характер экологического кризиса при современном капитализме. Обсуждаются пределы роста мирового хозяйства, выход за которые в 1980-е годы вызвал нынешний кризис, возможности экологически устойчивого развития. Описаны знаменитые модели «пределов роста» Денниса и Донеллы Медоуз, исходя из которых предсказан глобальный экономический кризис. Показана состоятельность модели, соответствие предсказанных в ней тенденций динамики реальному ходу событий. Описаны рождение термина «устойчивое развитие», связанные с ним надежды и причины, по которым они остались пустыми; а также принципы моделирования и структура модели.
Издание дает представление о современном уровне знаний по охране природы, показывает широкие возможности, сложность, красоту и интеллектуальную привлекательность фундаментальных исследований в области экологии, рассказывает о работах «переднего края науки» по данной проблематике. Книга показывает, что сфера охрана природы является привлекательной областью для работы и исследований с учетом не только профессиональной специализации, но и общественных интересов студентов и, таким образом, не только дает необходимые знания, но и помогает формированию бережного отношения к природе и среде обитания, экологической культуры в целом.
Яблоков А.В., Нестеренко В.Б., Нестеренко А.В., Преображенская Н.Е. Чернобыль: последствия Катастрофы для человека и природы. – М.: Товарищество научных изданий КМК. 2016. – 826 с. 

Наиболее полный в мировой литературе обзор медицинских, экологических и биологических исследований по последствиям Чернобыльской катастрофы для населения и природы.
В части I (авторы А.В. Яблоков и В.Б. Нестеренко) рассмотрены географические и экологические особенности загрязнения территорий, в части II (А.В. Яблоков) рассмотрены методологические подходы к выяснению влияния чернобыльского загрязнеия, в части III (А.В. Яблоков и Н.Е. Преображенская) рассмотрены данные по общей заболеваемости и смертности, особенности встречаемости заболеваний различных органов и систем на радиоактивно загрязненных территориях, в части IV (А.В. Яблоков, А.В. Нестеренко, Н.Е. Преображенская) – последствия для природы, и в части V (В.Б. Нестеренко, А.В. Нестеренко) – пути минимизации последствий Катастрофы для пострадавшего населения.
Мнение о незначительности последствий Катастрофы не соответствует фактам, которые показывают, что по охвату территорий (все Северное полушарие), по числу жертв (сотни тысяч) и по длительности (столетия) Чернобыльская катастрофа – самая крупная техногенная катастрофа в истории Человечества.


Рябцева Е.Е., Усова Е.В. Участие общественности в решении экологических проблем (российский опыт). – М. : КНОРУС ; Астрахань : АГУ, ИД «Астраханский университет», 2016. – 122 c.

Книга посвящена исследованию роли общественности в политической жизни страны посредством участия в решении экологических проблем. Представлен анализ нормативных правовых актов Российской Федерации и норм международного права, освещающих правовые основы участия общественности в решении экологических проблем, анализ состояния гражданского общества в РФ, выявлены политические технологии участия общественности в принятии экологически значимых решений органами власти, проведено исследование общественного мнения по экологическим проблемам на примере г. Астрахани и Астраханской области.
Адресована преподавателям, исследователям, студентам и аспирантам гуманитарного профиля и различным представителям широкой общественности.


2015
Сычев А.А. Этика экологической ответственности. – М.:Альфа-М, 2016. – 520 с.

Рассмотрены ценностно-нормативные и этико-прикладные аспекты отношения человека к природе. Предложен новый подход к моральной ответственности, выявлены ее исторические трансформации. Особое внимание уделено анализу перехода от экологических ценностей к поступкам. Проведен ситуационный анализ ряда современных экологических дилемм.
Дня научных работников и специалистов в различных областях современного социогуманитарного знания.


Ральф Фюкс. Зеленая революция. Экономический рост без ущерба для экологии. – М.: Альпина Нон-фикшн, 2015. – 510 с.

Возможно ли новое экономическое чудо, другой капитализм и другая энергетическая политика в постиндустриальное время? Что способно обратить вспять спад мировой экономики, учитывая, что возвращение к ресурсоориентированной модели экономического развития уже недопустимо? Изменение климата, сокращение пахотных земель, угроза нехватки воды, истощение природных источников указывают нам на признаки саморазрушения прежнего экономического уклада. Пора искать альтернативы, ориентированные на экологическую устойчивость! Книга «зеленого» немецкого политика и публициста Ральфа Фюкса – ответ на этот призыв. Автор подробно рассматривает спектр выходов из создавшейся ситуации. Объекты его исследования – экогорода и экостроительство самого ближайшего будущего, новые инструменты для сельского хозяйства и нового типа промышленности, перспективные экономические механизмы. Несмотря на сложность проблемы, книга написана доступным, занимательным языком с неожиданными поворотами и литературными аллюзиями.


Ситарз Д. Богатый. Умный. Экологичный. Или Почему экологичный бизнес – это выгодно / Д. Ситарз; Пер. с англ. И.А. Логинова. – М. : Зеленая книга, 2015. – 432 с.

Эта книга – практическое руководство по внедрению экологических принципов в повседневную работу компании, ее менеджеров и сотрудников для оптимизации процессов и увеличения прибыли.
В каждой главе вы найдете материалы для проверки информации из книги на практике. В ней множество таблиц, позволяющих применить приведенный в книге опыт к вашему конкретному бизнесу. Заполняя таблицы по ходу чтения книги, вы получите полноценный бизнес-план оздоровления вашего дела. Этот бизнес-план позволит провести аудит, который выявит уязвимые места в ваших производственных процессах, цепочках поставок, использовании ресурсов.
Книга предназначена бизнесменам, маркетологам, студентам и преподавателям экономических и экологических специальностей.


Зентген Й. От звезды до росинки. 120 удивительных явлений природы / Й. Зентген ; пер. с нем. О. Теремковой. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 335 с. : ил.

С этой книгой юный читатель отправится в потрясающее путешествие вглубь природы – из макромира в микромир. Автор преисполненный романтизма описывает явления, встречающиеся в природе, ее основные законы. Ребенок на собственном опыте, экспериментальным путем, не требующим специального профессионального оборудования, может раскрыть многие секреты окружающего его мира. Благодаря этой книге ребенку привьется страсть к познанию окружающего мира, сформируется исследовательское мышление.
Для детей среднего школьного возраста.


2014
Ф.Р. Штильмарк. Заповедное дело России: теория, практика, история. Избранные труды. М.: Т-во научных изданий КМК. 2014. – 511 с.

Феликс Робертович Штильмарк обосновал научные принципы заповедания, дал чёткое определение заповедности, создав таким образом теорию заповедного дела.
В опубликованных работах представлены: наука и практика заповедного дела, биосферные, туристические и другие формы деятельности в заповедниках разных природных зон. Таким образом, охвачены чуть ли не все вопросы устройства и деятельности заповедников и их систем.
Теоретические статьи представлены в книге в хронологической последовательности. Приведен полный список печатных работ Ф.Р. Штильмарка, основные даты жизни и деятельности. Фотографии – из его архива.
Для широкого круга профессионалов-экологов, специалистов природоохранного дела, студентов и натуралистов.


Бычкова Е.Ф. Экологическая информация в библиотечном мире : методическое пособие. –Москва : ГПНТБ России, 2014. – 112 с.

Это исследование посвящено экологической информации как объекту деятельности библиотек. Что такое «экологическая информация», каковы ее источники, виды, функции и особенности. Все это, в конечном счете, определяет формы и методы работы библиотек в области экологического просвещения.
Особенное внимание уделено обобщению обширного практического опыта, накопленного библиотеками.
Теоретический материал разбит на главы и сопровождается методическими рекомендациями по его изучению и библиографическими списками печатных и электронных изданий по рассматриваемым вопросам.
Издание рассчитано на студентов профильных учебных заведений и библиотекарей, работающих с экологической информацией.


Дудникова А.Г., Фёдоров А.В. Российское природоохранное движение 2013 (справочник общественных экологических объединений). – М., 2014. –125 c.

Справочник содержит информацию о крупнейших российских общественных организациях (объединениях), ставящих перед собой задачи по охране окружающей среды и непосредственно их решающих. Изложенная в справочнике информация может послужить установлению новых связей и партнёрств между организациями государственного сектора, бизнеса и среди неправительственных объединений, содействовать повышению эффективности деятельности по сохранению природы.
Данное издание может быть полезно широкому кругу специалистов, работающих в сфере охраны природы и природопользования, а также для людей, искренне заинтересованных в сохранении окружающей среды.


Смирнова Е.В. Зелёный офис. От цвета к делу. – М.: Зеленая книга, 2014. –220c.

Книга посвящена вопросам организации зеленого, или экологичного, офиса. Несмотря на множество подходов, основная цель такой деятельности – дать возможность сотрудникам работать в благоприятных для здоровья условиях, сохраняя природные ресурсы и уменьшая свое влияние на климат.
В издании описаны как общие подходы и принципы организации зеленого офиса, так и конкретные шаги. В частности, представлено 17 аспектов экологизации офиса, и каждый может выбрать среди них более актуальные. В каждой теме описано обоснование проблемы, почему ее нужно решать и как это можно сделать, а также приведены конкретные практические шаги. Поскольку наиболее важный аспект создания и существования зеленого офиса – это сотрудники, то наибольшее внимание уделено отношениям между людьми, описанию первых шагов создания экоофиса и возможных ошибок.


Первозданная Россия (Избранные фотографии фестиваля). – М.: ООО «АБФ», 2014. – 176 с.
Первозданная Россия (Избранные фотографии фестиваля)
Альбом, в котором собраны фотографии из экспозиций фестиваля «Первозданная Россия». Разнообразие природных ландшафтов, уникальный животный мир, загадочный микромир и таинственные подводные обитатели представлены на страницах данного издания. Экспозиции фестиваля покажут Россию во всей ее неповторимой красоте и не оставят равнодушным даже самого требовательного зрителя.


2013
Попова Л.В. Становление и развитие высшего профессионального экологического образования в России: анализ проблем. Монография / Л.В. Попова. – М.: Издательство Московского университета, 2013. – 192 с.

В монографии рассмотрены проблемы становления и развития высшего профессионального экологического образования в нашей стране: социальные и методологические предпосылки формирования направления в образовании, противоречия и недостатки первых экологических специальностей, а также концептуальные основы содержания современного высшего профессионального экологического образования естественно-научной направленности. Анализ государственных документов, литературных источников и мнения экспертов позволил выделить четыре этапа в становлении и развитии высшего профессионального экологического образования естественно-научной направленности в России. Для каждого этапа определены основные противоречия и указаны пути их решения. Значительное внимание уделено компетентностному подходу в современном экологическом образовании. В приложении монографии приведены интервью с известными российскими учеными, внесшими значительный вклад в развитие высшего профессионального экологического образования в нашей стране. Книга представляет интерес для широкого круга специалистов, преподавателей и студентов, занимающихся вопросами экологического образования и просвещения.


Саблин Р.А. Зеленый драйвер. Код к экологичной жизни в городе / Роман Саблин. – М.: Зеленая книга, 2013. – 318 с.

Об экологии сегодня говорят почти все. Много мифов и спекуляций. Можно ли жить экологично в городе? И главное – зачем? Кто такие экологисты? Как один человек может повлиять на целый мир?
Эта книга – история человека, который в 30 лет изменил свою жизнь и создал новую профессию – «тренер по экологичному образу жизни», отказавшись от успешной корпоративной карьеры. Он стал идейным вдохновителем развития экологичного образа жизни в России.
Это первая экокнига в России, где личная история сочетается с научно-популярной информацией. Откровенно, самокритично, практично и с юмором она повествует об этапах изменения сознания и привычек, о переходе от чрезмерного потребления к осознанному и ответственному, об отказе от одноразовых вещей и практике разумного вегетарианства, о всех ежедневных действиях, которые обычный человек может применять для снижения своего негативного воздействия на окружающую среду.
Рассказ о пройденном пути удачно переплетается с практическими советами и рекомендациями, которые будут полезны всем, кто готов жить в стиле eco-friendly. Здесь нет советов, нравоучений, фанатизма и демагогии – только личный опыт автора, проверенные источники информации и простые и понятные алгоритмы жизни в концепции устойчивого развития.


Козиков И.А. В.И. Вернадский – создатель учения о ноосфере / И.А. Козиков. – М.: Издательство Московского университета, 2013. – 224 c.
Козиков И.А. В.И. Вернадский – создатель учения о ноосфере
Монография посвящена учению В.И. Вернадского о ноосфере. В ней анализируется процесс формирования у В.И. Вернадского ноосферных представлений в ходе его научной, научно-организационной, общественно-политической деятельности.
Для специалистов, преподавателей, аспирантов, студентов, широкого круга интересующихся проблемами ноосферы и наследием В.И. Вернадского.


Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий / Российская акад. наук, Ин-т философии ; [отв. ред.: И. К. Лисеев]. – Москва : Канон+, 2014. – 327 с. : ил., табл. ; 22 см. – (Серия «Науки о жизни и современная философия»).
Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий / Российская акад. наук, Ин-т философии ; [отв. ред.: И. К. Лисеев]
Книга посвящена исследованию новых мировоззренческих, познавательных, ценностных и деятельностных философских ориентиров, которые закладываются в основание современного экологического образования.
Как должны, как могут или как не могут измениться все названные выше фундаментальные ипостаси философского бытования, чтобы соответствовать продуктивно тем запросам, которые идут от стремительно изменяющегося мира современной жизни, мира конвергентных технологий: нано-, био-, инфо-, когно- – каждая из которых прямо или опосредованно ведет к глубоким социокультурным изменениям и трансформациям. Как должна измениться вся система образования и подготовки молодых людей в этих условиях и, прежде всего, как должна измениться система экологического образования, подготавливающая людей к знанию закономерностей взаимодействия человека, общества и природы?


2012
Фотоальбом «Лосиный остров», знакомый и незнакомый» - М.: Национальный парк «Лосиный остров», 2012 — 160 с.: ил.

Альбом приглашает читателей в уникальное фотопутешествие по самым живописным местам национального парка «Лосиный остров», знакомит с обитателями лесов, лугов и болот. В альбоме собраны 620 фотографий пейзажей, растений и животных национального парка, дополненных краткими комментариями специалиста.


Взаимодействие человека, общества и природы в религиозных концепциях. Светская экологическая этика : метод, сб. / Киров, обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена ; сост. Е.А. Чемоданова. – Киров, 2012. – 252 с.

В сборнике рассматриваются взаимоотношения общества с природой в различных религиозных концепциях, так как в основе большинства религиозных учений заложено уважение к природе и милосердное отношение к живым существам.
Рассматриваются также вопросы светской экологической этики.
Сборник предназначен специалистам библиотек для организации информационной, просветительской и массовой работы по теме воспитания экологической культуры населения, а также широкому кругу читателей, интересующимся данной тематикой.


Кюстер, X. История леса. Взгляд из Германии / пер. с нем., вступ. слово, коммент., сост. указ. Н. Штильмарк; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – 304 с.

Лес часто воспринимают как символ природы, антипод цивилизации: где начинается лес, там заканчивается культура. Однако эта книга представляет читателю совсем иную картину. В любой стране мира, где растет лес, он играет в жизни людей огромную роль, однако отношение к нему может быть различным. В Германии связи между человеком и лесом традиционно очень сильны. Это отражается не только в облике лесов – ухоженных, послушных, пронизанных частой сетью дорожек и указателей. Не менее ярко явлена и обратная сторона – лесом пропитана вся немецкая культура. От знаменитой битвы в Тевтобургском лесу, через сказки и народные песни лес приходит в поэзию, музыку и театр, наполняя немецкий романтизм и вдохновляя экологические движения XX века. Поэтому, чтобы рассказать историю леса, немецкому автору нужно осмелиться объять необъятное и соединить несоединимое – экономику и поэзию, ботанику и политику, археологию и охрану природы.
Именно таким путем и идет автор «Истории леса», палеоботаник, профессор Ганноверского университета Хансйорг Кюстер. Его книга рассказывает читателю историю не только леса, но и людей – их отношения к природе, их хозяйства и культуры.


Смирнова Е.В. Экологическая маркировка. Руководство для бизнесменов и вдумчивых покупателей / Смирнова Е.В. – М.: Зеленая книга, 2012. – 128 с.

Книга посвящена экологической маркировке – как комплексной, так и относящейся к конкретной группе товаров или услуг: продуктам питания, текстилю, косметике, товарам из древесины, зданиям. Также рассматриваются этикетки энергоэффективности, снижения углеродного следа, информационные экологические карты, символы переработки упаковки.
В издании затронуты преимущества и сложности, связанные с использованием экологической маркировки. Приведена информация о распространенных экологических знаках, часто вызывающих интерес у потребителей.
Книга предназначена для бизнесменов, оценивающих пользу экологической маркировки для своего бизнеса, маркетологов, работающих с экологическими аспектами деятельности компаний, ответственных покупателей, а также для государственных служащих, формирующих критерии государственных закупок.


Юридические механизмы защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду: практическое пособие для граждан / Экологический правозащитный центр «Беллона». – СПб., 2012. – 60 с.

В брошюре рассмотрены типичные ситуации жалоб, связанных с нарушениями экологических прав, с которыми чаще всего граждане обращаются в юридическую приемную Экологического правозащитного центра «Беллона».
Представлены примерные образцы документов, с которыми можно обращаться в органы государственной власти, местного самоуправления и организации, даны общие рекомендации по их составлению.


Моргун Д.В., Орлова Л.М. Дополнительное образование детей в вопросах и ответах. Справочные материалы и консультации для педагогов дополнительного образования и методистов. – М.: Экопресс, 2012. – 139 с.

Справочно-методические материалы предназначены для педагогов дополнительного образования, учителей, занимающихся с учащимися внеурочно в рамках программ дополнительного образования, элективных курсов, программ проектно-исследовательской работы, а также как опорный материал для методистов, оказывающих сопровождение педагогическим работникам в учреждениях дополнительного образования. В издании содержатся практические советы по составлению образовательных программ, организации работы учебных объединений (групп), построению учебных занятий, выбору применяемых педагогических технологий, самоанализу своей педагогической деятельности, составлению портфолио профессиональных достижений и многим другим вопросам. Справочник разработан по принципу ответов – развернутых консультаций на вопросы, часто задаваемых педагогами, приступающими к работе в дополнительном образовании.
В издании обобщены методические материалы, разработанные авторами в процессе совместной многолетней деятельности в системе дополнительного образования. Книга входит в учебно-методический комплекс «Методическая работа в учреждениях дополнительного образования эколого-биологической направленности».


2011
Херцог X.Х. Радость, гадость и обед. Вся правда о наших отношениях с животными / Пер. с англ. И. Ющенко / М.: Карьера Пресс, 2011. – 384 с.

Эта книга для всех, кого интересуют отношения человека и животного. Можно ли найти закономерности в нашем столь непоследовательном отношении к животным? Почему одни из них попадают в суп, другие становятся лучшими друзьями, третьи вызывают отвращение? Почему 60% людей одновременно убеждены в том, что животное имеет право на жизнь, и в том, что человек имеет право это животное съесть? Этично ли проводить эксперименты над животными? Почему петушиные бои – это жестокость, а адская жизнь курицы-бройлера – замалчиваемая необходимость?
Хел Херцог – крупнейший специалист в этой области. И он увлекательно рассказывает о самых последних достижениях науки, ничего при этом не упрощая и честно признаваясь в своем неведении, буде такое обнаружится.
Книга – замечательная. Именно поэтому она не просто сборник интереснейших историй, а нечто большее.


Коновалова В.А. Нормирование качества окружающей среды: учебное пособие / В.А. Коновалова – М.: РГУИТП, 2011. – с. 158

В учебном пособии приводятся основные источники законодательной и нормативной базы нормирования качества и охраны окружающей среды.
Учебное пособие предназначено для студентов направления подготовки «Управление качеством».


Лисеев, И.К. Философия. Биология. Культура (работы разных лет) / И.К. Лисеев; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФРАН, 2011. – 315 с.

В книгу вошли труды И.К. Лисеева по философскому осмыслению современных наук о жизни, написанные им на протяжении почти полувековой исследовательской деятельности в этом направлении.
В этих работах отражается эволюция взглядов ученого, расширение поля его творческих исканий. Представлен ход мыслей автора и его соавторов на протяжении довольно длительного и значимого периода выдвижения биологической проблематики на одно из первых мест в понимании функционирования современной науки и культуры.
Работа может быть интересна как для специалистов по философии биологии, так и для всех, интересующихся философскими проблемами современной науки.


Катрин де Сильги. История мусора. От средних веков до наших дней. – М.: Текст, 2011. – 288 с.

Мини-энциклопедия о мусоре: от истории первобытных отходов до обзоров современного поп-арта c мусором в главной роли.
Катрин де Сильги – видный специалист по охране окружающей среды. Об истории мусора она пишет со знанием дела и главное – занимательно.
В книге рассказывается, какие приключения и перипетии ожидали тех, кто имеет дело с бытовыми отходами, повествуется об их удачах и невзгодах. Здесь приведены свидетельства человеческих усилий в деле освобождения от остатков жизнедеятельности, напоминается о том, сколько воображения, изобретательности проявлено, чтобы извлечь из всего этого толику полезных ресурсов и использовать их, будь то в богатых, бедных или развивающихся странах.
Отбросы убивают, угрожают поглотить целые города, изменяют городской пейзаж, отапливают и освещают жилища, обеспечивают выживание миллионов обиженных судьбой, создают всякого рода «малые промыслы», откармливают стада свиней, играют с детьми, дают обманчивый, но все же выход из одиночества для узников, служат источником вдохновения для сумасшедших и художников, а то и основой праздничных зрелищ.


XVII Международная конференция «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». Российская конференция «Образование в области изменения климата и альтернативной энергетики» (Москва, 29–30 июня 2011): материалы и доклады / Зелёный крест, сост. А.В. Фёдоров. – М.: Изд-во Зелёного креста, 2011. – 338 с.

В сборнике представлены тезисы докладов XVII Международной конференции «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» и Российской конференции «Образование в области изменения климата и альтернативной энергетики», посвящённых актуальным проблемам становления и развития целостной системы образования для устойчивого развития общества, новым технологиям обучения и воспитания школьников и студентов, подготовки педагогических кадров и просвещения населения и тезисы докладов, состоявшейся в её рамках Российской конференции «Образование в области изменения климата и альтернативной энергетики».
Приведены решения, принятые конференцями, список участников и другие материалы.


Стрельникова Л.Н. Из чего всё сделано? Рассказы о веществе / Любовь Стрельникова; под редакцией Генриха Эрлиха. – М.: Яуза-пресс, 2011. – 208 с.

Книга известного научного журналиста, главного редактора научно-популярного журнала «Химия и жизнь» – это рассказы о веществе, о его красоте и значении в нашей жизни, это химия без формул и уравнений. Книга адресована маленьким читателям, школьникам, ещё не приступавшим к изучению химии, но она может быть интересной и их родителям, и вообще всем взрослым, которые хотят узнать больше об окружающем нас мире.


2010
Апшева А.М. Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования детей: опыт и практические рекомендации / под общ. ред. Д. В. Моргуна – М.: МДЭБЦ, 2011. – 180 с.

В издании освещены основные возможные направления психолого-педагогической деятельности, приведены нормативные документы, предложена профессиональная документация, алгоритмы сопровождения образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Описан процесс психологического сопровождения проектно-исследовательской деятельности, даны соответствующие методики. Предложены практические рекомендации по психологическому консультированию педагогов, обучающихся и родителей.
Издание предназначено для педагогов-психологов, может быть также полезно для педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, воспитателей, административных работников – участников учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.


Российский молодёжный форум «Экология России и молодёжная экологическая политика» (Москва, 9–11 декабря 2010): материалы и доклады / Зелёный крест; сост. А.В. Федоров. – М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2010. – 300 с, ил.

В сборнике представлены тезисы докладов и сообщений Российского молодёжного форума «Экология России и молодёжная экологическая политика», посвященного актуальным проблемам состояния окружающей среды в России и активизации непосредственного участия молодёжи в научной и практической природоохранной деятельности, обсуждению практических решений экологических проблем России и её регионов.


Ягодин Г.А, Аргунова М.В., Плюснина Т.А, Моргун Д.В., Шейнис Г.В. Система психолого-педагогической диагностики и оценки для экологического образования в интересах устойчивого развития. / Под ред. Г. А. Ягодина. – М: МИОО, 2010. – 192 с.

В данном издании приведена система педагогической и психологической диагностики и оценки для экологического образования в интересах устойчивого развития (ЭОУР) как надпредметного направления модернизации школьного образования. На основе разработанной трехстадийной технологии ЭОУР были выделены диагностируемые виды деятельности. Рассмотрены приемы диагностики уровня освоения информационно-деятельностного содержания, сформированности ключевых образовательных компетентностей и ценностно-смысловых ориентиров, аутентичной оценки учащихся в соответствии с новыми образовательными стандартами. Приведена комплексная оценка деятельности образовательных учреждений на основе индикаторов устойчивого развития. Описаны методики психолого-педагогической диагностики в экологическом образовании в интересах устойчивого развития.
Издание предназначено для учителей общеобразовательных школ, методистов окружных методических центров города Москвы, а также специалистов дополнительного образования, работающих в области экологического образования, а также с курсом «Экология Москвы и устойчивое развитие».


Бенчмаркинг качества питьевой воды / Г.Г.Онищенко, Ю.А. Рахманин, Ф.В. Кармазинов, В.А. Грачев, Е.Д. Нефедова. – СПб.: Новый журнал, 2010. – 432 с.
Бенчмаркинг качества питьевой воды
Издание «Бенчмаркинг качества питьевой воды» подготовлено Международной экологической общественной организацией «GREENLIGHT» совместно с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
В монографии предлагаются оригинальные методические подходы к решению проблем обеспечения населения качественной питьевой водой посредством совершенствования нормативной правовой базы в области технического регулирования безопасности питьевой воды в Российской Федерации с ориентацией на лучший отечественный и зарубежный опыт и практику в сфере питьевого водоснабжения.
В данной работе с помощью бенчмаркинга на примере развитых стран, рекомендаций ВОЗ и директивных документов ЕС, при использовании модельного региона – бассейна реки Невы и Ладожского озера и эталонного предприятия в лице ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», проведен сопоставительный анализ современного состояния водохозяйственного комплекса (ВХК) России, российских и мировых стандартов качества воды в системе водопровоно-канализационного хозяйства (отрасли ВКХ) и подготовлены предложения по совершенствованию системы оценки качества питьевой воды в России.
Особое внимание уделено перспективам внедрения интегральной оценки качества питьевой воды – на основе показателя БББ (безопасность, безвредность и благоприятность питьевой воды). Предлагаемый авторами книги новый подход к воде – на основе индекса БББ – позволяет обеспечить интегральную, комплексную оценку качества питьевой воды. Это также дает возможность ведения статистической базы по качеству питьевой воды в масштабе региона и страны в целом.


Информационно-библиотечная экология: учеб.-метод. пособие / СЕ. Демидова, М.В. Носырева, М.Ф. Кряжева, Е.В. Фоменко, Е.В. Маклакова, Т.В. Кузьмина, Т.Е. Сабинина; под общ. ред. С.Е. Демидовой. – М.: Литера, 2010. –128 с.

По мнению авторов, библиотека превращается в феномен энергоинформационного порядка, культурологической функцией которой является воспитание мыслящей личности. В пособии рассмотрены теоретические основы общей, информационной и библиотечной экологии, действие экологических законов, принципов и правил в сфере библиотечно-информационной деятельности. Показаны механизмы воздействия информации на человека, условия, формирующие информационные болезни, в том числе компьютерную зависимость, и средство их предупреждения – библиотерапию.


Экология. Культура. Образование. Из опыта работы межрегиональных творческих лабораторий / Вологодская областная универсальная библиотека им. И.В. Бабушкина. – Вологда, 2010. – 150 c.

Сборник «Экология. Культура. Образование. Из опыта работы межрегиональных творческих лабораторий», выпущен по итогам шести проведенных межрегиональных творческих лабораторий, последняя из которых проходила в Вологодской области с 5 по 9 июля 2010 года. Издание отражает опыт проведения творческих лабораторий, а также содержит аналитические статьи участников лабораторий за шесть лет.


Экология и устойчивое развитие : науч.-вспомогат. библиогр. указ./ Российская гос. б-ка; [сост.: В.П. Зарайская, Т.Е. Ксензова, А.А. Ермак]. – М.: Пашков дом, 2010. – 416 с.

В библиографический указатель включена литература за период с 2003 по 2006 г., отражающая глобальные экологические проблемы современного общества. В ней рассматриваются философско-теоретические, методические и практические аспекты экологии. Данная комплексная тема раскрывается с социальной, правовой, региональной, государственной, международной и других точек зрения. Особое внимание уделено вопросам экономики устойчивого развития и состояния экологических систем.
Библиографическое пособие предназначено специалистам в области экологии и устойчивого развития, студентам учебных заведений высшего профессионального образования, преподавателям, научным сотрудникам, руководящим работникам и работникам библиотек всех уровней.


2009
Степанов С.А. Глобализация. Устойчивое развитие. Образование / Концептуальные основы экологического образования в высшей школе для устойчивого развития: Монография / Общая редакция и предисловие М.Ч. Залиханова. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2009. – 286 c.

В монографии рассматриваются возникновение и эволюция концепции устойчивого развития и первые шаги перестройки образования как ответ на вызовы и риски, связанные с мировыми процессами глобализации. Впервые делается анализ исторической и цивилизационной специфики России в социально-экономических, эколого-политологических и культурологических аспектах глобализации с позиций универсального эволюционизма и с учетом необходимых изменений в содержании и методах современного образования, адекватных быстро меняющимся мировым процессам.
Настоящая работа адресована студентам, аспирантам, всем тем, кто интересуется проблемами глобализации и современного образования.


Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки. 5–11 классы / авт.-сост. Т.Н. Андреева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 169 с.

Взаимоотношение человека и природы – одна из самых важных проблем современности, в решении которой школе отведено особое место. Предложенные в пособии беседы, конкурсы, викторины, ролевые игры («Консилиум врачей», «Экологический суд», «Телемост»), библиотечные уроки ориентированы на тесное сотрудничество учителя и учащихся с библиотекой, в частности в области изучения биологических дисциплин и научно-исследовательской деятельности.
Пособие адресовано учителям биологии для использования во внеклассной и кружковой работе, при проведении предметных недель, также будет полезно классным руководителям, библиотекарям, организаторам воспитательной работы с детьми и педагогам дополнительного образования.


Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах. – М.: «Феникс», 2009 – 384 с.
В.И. Коробкин, Л.В. Передельский Экология в вопросах и ответах
Учебное пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Экология» для студентов вузов, где в форме экзаменационных вопросов и ответов изложены основные положения курса.
Пособие было создано на основе многолетнего опыта преподавания авторов, издавших учебник «Экология» (лауреат конкурса Министерства образования, имеющий соответствующий гриф), а также с учетом Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. и «Экологической доктрины Российской Федерации» (2002).
Предназначено для студентов вузов, рекомендуется также учителям и учащимся школ, лицеев и колледжей и всем, интересующимся проблемами экологии.


Фомичев А.Н. Проблемы концепции устойчивого экологического развития. Системно-методологический анализ. – М., Либроком, 2009. – 216 с.
Фомичев А.Н. Проблемы концепции устойчивого экологического развития
В настоящей книге представлены результаты разработок в области экологической проблематики, проведенных автором за последние три десятилетия в рамках научно-исследовательских программ и проектов Института системного анализа РАН. В книге обсуждаются вопросы методологических оснований концепции устойчивого экологического развития, проводится критический анализ основных альтернативных футурологических концепций в области экологии, рассматриваются проблемы становления экологии как фундаментальной области знания на концептуальной основе термодинамики и синергетики.
Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся проблемами глобальной экологии и экологической футурологии.


Штефан Рамсторф, Ханс Йоахим Шельнхубер. Глобальное изменение климата: диагноз, прогноз, терапия. – М.: О.Г.И., 2009. – 271 с.

О глобальном изменении климата сегодня говорят все. Каждый из нас предчувствует некую таящуюся в этом процессе угрозу для окружающей среды и человеческой цивилизации в целом.
Насколько наши бытовые представления об изменении климата соответствуют накопленным научным данным? Что же под «глобальным изменением климата» понимают ученые? Какие последствия влечет за собой этот процесс и как они могут сказаться на нашем существовании? Какие факторы в действительности оказывают воздействие на климат? Два авторитетных международных эксперта предлагают широкому читателю краткий и общедоступный обзор современной науки о климате, рассказывают о возможных путях решения климатической проблемы.


2008
Поэтическая экология / Составитель Феликс Штильмарк. Издание 2-ое, исправленное и дополненное – М., «ЛОГАТА», 2008. – 240 с.

Сборник стихов составлен известным экологом – специалистом в области заповедного дела и охраны природы, доктором биол. наук Ф.Р. Штильмарком (1931–2005). Впервые был издан в виде небольшой брошюры Киевским эколого-культурным центром в 1998 году. Феликс Робертович планировал переиздать его, несколько исправив и дополнив. Он называл свой сборник «антологией с тенденцией», проявляющейся в том, что приводимые в нем стихи (в основном, русских поэтов) посвящены не просто природе, но основам мироздания, необходимости осознания человеком своего назначения и места во Вселенной; он говорил и писал: «подлинная поэзия – вся глубоко экологична»
Данное издание «антологии» дополнено некоторыми стихами, именным указателем с краткими сведениями об авторах, предисловием (о составителе).


Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова. – М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008. – 340 с.

Публикация полезна для активистов и экспертов в их практической работе и представляет интерес для широкого круга читателей – всех тех, кому небезразлична проблема взаимоотношений человека с окружающим миром.


Глобальное изменение климата: проблемы и решения. – М.: Издательство Инфориздат, 2008.– 168 с.

В работу вошли материалы разработанные на заседаниях «круглого стола» Международной академии информатизации на основе опубликованных в открытой печати результатов исследований российских и зарубежных специалистов, документов международных организаций по широкому кругу вопросов касающихся причин и основных факторов потепления климата на Земле, его возможных экономических, экологических, социальных, демографических и иных последствий.
Рассмотрены меры по смягчению изменения климата и адаптации человечества к новым условиям в рамках рационального природопользования.
В брошюре дана оценка возможным изменениям климата на территории России и роли России по сдерживанию планетарных процессов потепления.
Приведены рекомендации ученых Международной академии информатизации по использованию интеллектуальных, организационных, экономических и иных ресурсов человечества для смягчения негативных последствий глобального изменения климата.


Охрана окружающей среды в России 2008: Стат. сб. – М., Росстат, 2008. – 253 с.
Охрана окружающей среды в России 2008
В статистическом сборнике публикуются основные показатели, характеризующие состояние окружающей среды, наличие и использование важнейших природных ресурсов в 1995, 2000, 2003–2007 гг.
Для высшего управленческого персонала, руководителей и работников предприятий и организаций, научных, предпринимательских и банковских кругов, профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов экономических вузов, других заинтересованных пользователей.


Экология города: Учебное пособие / Под ред. проф. В. В. Денисова. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2008. – 832 с. (Серия «Учебный курс»)

В книге на основе новейших данных и с привлечением большого числа отечественных и зарубежных источников рассмотрены вопросы, связанные с экологической проблематикой городских территорий. Уделено большое внимание элементам экологического менеджмента населенных мест, вопросам экологической реконструкции городских территорий, а также экологии жилища и рекреационной экологии.
Учебное пособие, хотя и ориентировано на широкий круг читателей, требует определенных знаний базовых дисциплин, преподаваемых в вузах соответствующего профиля. Оно будет полезно для студентов старших курсов, аспирантов и преподавателей, а также менеджеров различного уровня в области экологического бизнеса. Подробнее


Экология человека: Учебник для вузов (+ CD-ROM) / Под ред. А.И. Григорьева. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2008. – 240 с.
Экология человека: Учебник для вузов
В учебнике рассматриваются проблемы экологии человека. Представлены традиционные аспекты: теоретические основы общей экологии и экологии человека, закономерности процесса адаптации в различных экологических условиях, влияние климатогеографических факторов на здоровье человека, фундаментальные изменения основных мишеней экозначимых факторов – систем крови, кровообращения, дыхания, терморегуляции. Уделено внимание таким важным разделам, как эндоэкология, психофизические характеристики и качество жизни в различных экологических условиях.
Учебник предназначен для студентов всех факультетов медицинских вузов, вузов биологического и экологического профиля. В прилагаемом CD даны дополнительные материалы (нормативы ПДК, интерактивный тестовый экзамен).


Смолова Л.В. Введение в психологию взаимодействия с окружающей средой. – М.: «Речь», 2008 – 384 с.
Л.В. Смолова  Введение в психологию взаимодействия с окружающей средой
Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему в городе вы чувствуете себя по-иному, чем в лесу или на даче, а в район «новостроек» по-другому, чем в центре? Смотрели ли вы когда-нибудь с болью на свалки и мусор и размышляли над тем, как же так происходит, что люди не берегут природу? Задумывались ли вы о том, что можно сделать для того, чтобы изменить сознание людей и улучшить экологическую ситуацию своего района, города, страны или даже мира?
Задача настоящей книги – представить российскому читателю направление, исследующее широкий круг вопросов, нацеленных на изучение психологии взаимодействия человека и окружающей среды.
Впервые в монографии предлагается систематическое описание развития дисциплины «Психология взаимодействия с окружающей средой» за рубежом. Рассматриваются научные психологические направления, лежащие в ее основе. Раскрывается содержание области, обсуждается терминология. Очерчиваются границы дисциплины и даются ее основные характеристики.
Впервые представлено становление настоящей области в России, где она получила название «Экологическая психология». Предлагается структурное описание исследований, проведенных отечественными учеными.


Человек и природа. Экологическая история. – М.: «Алетейя», 2008. – 352 с.

Сборник впервые предлагает вниманию отечественных читателей лучшие образцы исследований в области экологической истории – нового, быстро развивающегося направления современных исторических исследований, изучающего историю взаимоотношений человека и природы. Экологическая история возникла в 1970-е годы на волне общественного интереса к проблемам окружающей среды и охраны природы; с тех пор экологические историки питают надежду помочь экологам, вскрывая исторические причины современных экологических проблем. Но в первую очередь экологическая история – это новаторское интеллектуальное предприятие, призванное расширить границы понимания как роли природы в развитии человеческой цивилизации, так и места и роли цивилизации в жизни нашей планеты. Настоящий сборник это наглядно демонстрирует. В книгу вошли широко известные в мире работы выдающихся экологических историков США и Германии: Джона Мак-Нилла, Уильяма Кронона, Альфреда Кросби, Дугласа Винера, Джеймса Скотта, Франца-Йозефа Брюггемайера, Клей Мак-Шейн и Джоела Тарра. Все публикуемые статьи выходят на русском языке впервые.
Для преподавателей истории и социальных разделов экологии, студентов, аспирантов, а также всех, кто интересуется новыми направлениями исторических исследований.


Сараева Н.М. Психологический статус человека на территориях экологического неблагополучия. – М.: «ЛКИ», 2008. – 176 с.
Сараева Н.М. Психологический статус человека на территориях экологического неблагополучия
В настоящей монографии представлены материалы исследования комплексного влияния, которое жизненная среда территорий региона экологического неблагополучия (Читинской области) оказывает на психологический статус человека. Исследование проведено на выборке, составленной из детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Принцип системности, реализованный в работе, позволил показать, что в условиях длительного влияния деформированной жизненной среды возникает тенденция к изменению (в пределах нормы) разноуровневых параметров психологического статуса человека (умственной работоспособности, развития интеллекта, некоторых эмоционально-личностных качеств). Монография представляет интерес для специалистов в области психологии, экологии человека, для учителей, студентов соответствующих специальностей.


Маринченко А.В. Экология: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2008. – 328 c.
Маринченко А.В. Экология: Учебное пособие
Особое внимание автор учебного пособия уделил принципам рационального природопользования и охраны природы, подробно изложены основы экономики природопользования, экологического права. Отдельные главы посвящены экологическому мониторингу и международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды. В приложении к учебнику даны основные понятия Федерального закона «Об охране окружающей среды», словарь терминов, темы рефератов, а также тесты с ключами, которые могут быть использованы как студентами для самопроверки своих знаний, так педагогами для организации учебного процесса. Представлен список литературы по тематике.


2007
Water voices from around the world by William E Marks; Publisher: Edgartown, MA: William E. Marks, Inc., 2007.

Издание предоставлено в дар Российской государственной библиотеке для молодежи Постоянным Представительством Республики Таджикистан при ООН и находится в фонде библиотеки.
Книга «Water Voices from Around the World» – «Водные голоса со всего мира», посвящена Международному десятилетию действий «Вода для жизни», 2005-2015, которое было инициировано Республикой Таджикистан (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/58/217.
«Водные голоса со всего мира» – результат трехлетнего сотрудничества Постоянного Представительства Республики Таджикистан при ООН, издателя William Е. Marks и 77 всемирно признанных экспертов, в числе которых лауреаты Нобелевской премии (Nobel Prize), Стокгольмского водного приза (Stockholm water Prize) и премии Хайнса (Heinz Award).


Фёдоров А.В., Степаненко B.C., Фролов А.Н. Российское природоохранное движение 2007 (крупнейшие экологические объединения России межрегионального уровня). – М., 2007. – 140 с.

Справочник содержит информацию о наиболее известных российских общественных организациях (объединениях) межрегионального уровня, ставящих и решающих задачи по охране окружающей среды, подготовленную ими самими.
Представленные сведения могут послужить установлению новых связей и партнёрств между организациями государственного сектора, бизнеса и среди неправительственных объединений, содействуя в итоге решению природоохранных проблем.
Издание может быть полезно широкому кругу специалистов, работающих в сфере охраны природы и природопользования, а также для людей, искренне заинтересованных в сохранении окружающей среды.


Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: Справочное пособие / сост. Н.Ф. Церцек; введение и научная редакция докт. Биологич. Наук, проф. В.М. Константинова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 80 с.

Предлагаемый сборник афоризмов, пословиц и поговорок в первую очередь предназначен для библиотекарей, имеющих дело с экологической проблематикой. Особенно нужен он молодым сотрудникам библиотек, работающим как с детьми или молодежью, так и со взрослыми солидными читателями.
Всем им необходимо знакомство с мыслями и высказываниями известных всему человечеству, высокоавторитетных личностей – писателей, политиков, ученых, которые на разных этапах развития цивилизации отмечали несообразности во взаимоотношениях человека и природы, пытались призвать современников к бережному отношению к ресурсам, обеспечивающим саму жизнь на планете Земля.
Пособие будет полезно и в научной, педагогической, методической деятельности преподавателей высших и средних учебных заведений. Пригодится оно также школьникам и студентам: при подготовке докладов и рефератов, при написании курсовых и дипломных работ.


Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества. – М.: Издательство МГУ, 2007. – 624 с.
Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества
Написанный с учетом богатого международного и отечественного опыта последних десятилетий, учебник способствует целостному восприятию современных экологических и социальных проблем во взаимной связи: от самых общих экологических и демографических закономерностей в сочетании с анализом потребления человечеством природных ресурсов до современных способов предотвращения экологического кризиса и достижения устойчивого развития человечества.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экологическим специальностям, а также для широкого круга интересующихся современными проблемами развития человечества.


Нечаева Г.А., Федоров Е.И. Экология в экспериментах: 10-11 классы: Методическое пособие. – М.: «Вентана-Граф», 2007. – 112 с.
Нечаева Г.А., Федоров Е.И. Экология в экспериментах: 10-11 классы: Методическое пособие
Методическое пособие предназначено для организации обучения элективному курсу «Экология в экспериментах». Представлены программа курса и варианты тематического планирования на 68, 34 и 17 часов (предусмотрена возможность изучения курса в основной школе в рамках предпрофильной подготовки), даны методические рекомендации по организации курса и практической деятельности учащихся, диагностике, оцениванию и контролю. Пособие дополнено примерами планирования экспериментальных работ школьников и тезисами выступлений по результатам учебных научных исследований. Адресовано учителям предметов естественнонаучной образовательной области, руководителям творческих и научных исследований школьников.


Акимова Т.А. Экология. Природа – Человек – Техника: Учебник/ Т.А. Акимова, А.п. Кузьмин, В.В. Хаскин; под общ. Ред А.П. Кузмина. – М.: Экономика, 2007. – 510 с.

Книга представляет науку экологию как междисциплинарный комплекс знаний, в учебнике подробно разбирается структура современной экологии, ее специфика, методы и задачи. Авторы подробно останавливаются на процессе становления и развития этой относительно новой области знания. В учебном пособии излагаются основные свойства, законы и принципы функционирования экологических систем, даются определения базовых понятий таких как «экологическая среда», «техносфера», «экологическая безопасность», «загрязнение окружающей среды» т.д. Особое внимание уделяется вопросам преодоления экологического кризиса, этому посвящены отдельные главы – Экологизация экономики, экологизация производства, экологическое проектирование и управление. Учебный материал книги дополняется словарем терминов, справочными материалами как общеобразовательного (пример: некоторые масштабные техногенные катастрофы XX века), так и профессионально-технического характера (ПДК некоторых веществ, единицы измерения и т.д.) В конце каждой из глав даны контрольные вопросы по теме. Книга предназначена для студентов, и преподавателей образовательных учреждений, а также специалистов предприятий и природоохранных органов.


Кевин Уоткинс Доклад о развитии человека 2007/2008. Борьба с изменениями климата. Человеческая солидарность в разделенном мире. – М.: «Весь Мир», 2007 – 384 с.
Кевин Уоткинс Доклад о развитии человека 2007/2008
В «Докладе о развитии человека 2007/2008» показано, что изменение климата – не просто один из сценариев будущего. Усилившаяся подверженность засухам, наводнениям и бурям уже сегодня разрушает возможности людей и усиливает неравенство. Между тем, уже сейчас мы имеем полное научное подтверждение тому, что мир движется к грани, за которой необратимая экологическая катастрофа станет неизбежной. Устоявшийся характер происходящих климатических изменений ясно указывает их направление: беспрецедентный откат в развитии человека на протяжении жизни нашего поколения, и острые риски для наших детей и их внуков.


Донелла Медоуз, Йорген Рандерс, Деннис Медоуз Пределы роста. 30 лет спустя/Пер. с англ. – М.:ИКЦ «Академкнига», 2007. – 342 с.: ил.

Книга «Пределы роста. 30 лет спустя» – третье издание большой научно-исследовательской работы, впервые опубликованной в 1972 году. В 1992 году было выпущено пересмотренное и дополненное издание под названием «За пределами роста». Третье издание содержит основные положения первого исследования, дополненные важными данными и выводами, которые были собраны уже за три десятилетия. Анализируются изменения, произошедшие в области защиты окружающей среды, экономики и социальной психологии. Книга знакомит читателя с моделью мирового развития «Мир3».Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся вопросами мирового развития и охраны окружающей среды, рекомендована специалистам в области государственного управления, экономики природопользования. 


Акимова, Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек – Экономика – Биота – Среда: учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с.

В учебном пособии, рассчитанном на студентов и аспирантов профилированных вузов, разбирается проблема становления глобальной экосферы, в понятии которой входит современная биосфера и созданная человеком техносфера. Отличительной чертой учебника является системный подход к науке экологии, подчеркивание авторами ее философского основания. Особое внимание уделяется проблеме взаимодействия экологии и экономики, вопросам экологизации экономики, представлены различные стратегии и пути преодоления кризиса в глобальном масштабе. В конце каждой главы даны вопросы для обсуждения, которые рассчитаны не только на контроль конкретных полученных знаний, но и на оценку понимания сути предмета. Книга дополнена большим библиографическим списком, справочным материалом и словарем терминов.


2005
Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Перед главным вызовом цивилизации: Взгляд из России. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 224  с.

Авторы – ведущие ученые-исследователи в области глобальных проблем человечества. Книга адресована широкому кругу читателей. В доступной форме повествуется о таких сложных мировых проблемах как глобальный экологический кризис, устойчивое развитие, рассматриваются причины экологического кризиса и различные стратегии развития цивилизации. Авторы развенчивают техногенную концепцию ноосферы и обосновывают необходимость реальных сдвигов в общественном сознании, в обновлении систем ценностей, в новой духовной парадигме общества, постулируется причинная связь духовного и экологического кризиса цивилизации.
Логическим завершением каждой главы книги служит список литературы по теме. В конце книги также приведен список литературы и дан предметный указатель.


2004
Гигиена и основы экологии человека: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич; Под ред. Ю.П. Пивоварова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 528 с.
Книга представляет собой учебник, где подробно освещаются различные природные и антропогенные факторы, влияющие на организм человека, в том числе на нормальное развитие и высокий уровень здоровья детского населения, даются гигиенические основы здорового существования человека, рассматриваются гигиенические и экологические проблемы современного города и техногенной цивилизации в целом. Несмотря на то, что книга создавалась как учебное пособие для студентов-медиков и в соответствии с утвержденным государственным образовательным стандартом профессионального образования по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Стоматология», она представляет также интерес для тех, кого волнуют проблемы экологии человека и проблемы здоровья населения в современном обществе. В книге можно найти много полезной информации о роли правильного питания для сохранения и укрепления здоровья населения. Отдельная глава посвящена чрезвычайные ситуациям и катастрофам и их возможным влияниям на окружающую среду и здоровье человека. В конце книги приводится список рекомендуемой литературы по теме и официальные нормативные документы.


2003
Медицинская экология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Королев, М.В. Богданов, А.А. Королев и др.; Под ред. А.А. Королева. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
Медицинская экология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений
В книге рассматриваются медико-экологические взаимодействия человека со средой его обитания. В первом разделе «Экология среды обитания человека» в отдельных главах поднимаются вопросы техногенных изменений воздушной среды, водной среды и искусственной среды жилых и общественных зданий, а также последствия этих изменений для здоровья человека, описываются меры нейтрализации факторов вредного воздействия на окружающую среду и человека.
Учебное пособие включает не только информационные материалы, но и конкретные вопросы для проверки усвоенного материала и практические рекомендации. В «Приложении» приведены различные численные показатели (Критерии качества питьевой воды, критерии радиационной безопасности, допустимые уровни содержания наиболее часто встречающихся в воздухе жилых помещений химических веществ и т.д.). Дан список рекомендуемой литературы.


2002
Калинин В.Б, Гайворон Т.Д. Устойчивое развитие. Игры и упражнения: Материалы к тренингам для общественных организаций и учреждений образования. – Обнинск: АсЭкО, 2002 г. – 56 с: ил.
Калинин В.Б, Гайворон Т.Д. Устойчивое развитие. Игры и упражнения



Экология в вопросах и ответах / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Ростов-на Дону: «Феникс», 2002 г.
Учебное пособие состоит из двух частей: «Теоретическая экология» и «Прикладная экология». В первой части дается системное понятие экологии как обобщающей науки о взаимоотношении человека и природы, о взаимоотношениях живых организмов в их взаимосвязи. Авторы книги подчеркивают, что экология в современном понимании вышла за рамки биологической науки, и представляет собой сплав экологических направлений различных дисциплин. Экология тесно связана с политикой, экономикой, правом, социологией, педагогикой и т.д. Эта взаимосвязь и отражена в книге. Отдельные главы посвящены экологическому праву, экологии и экономики, международному сотрудничеству в области экологии, отдельный раздел – экологии человека. Учебное пособие завершается словарем основных понятий и определений в области экологии, охраны окружающей среды и природопользования, а также дан список литературы, в который вошли основополагающие работы ученых, учебные пособия по теме и необходимые официальные документы. Книга написана ведущими учеными из Ростовского государственного университета и Ростовского государственного экономического университета на основе научных исследований, изобилует фактическими данными, что делает ее особенно интересной не только студентам и учащимся школ, лицеев и колледжей, но и учителям и преподавателям вузов.


2001
Митчел Пол 101 ключевая идея: Экология: Справ. пособие. / Пол Митчел. / Пер. с англ. О. Перфильева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 224 с. – (101 ключевая идея) – ISBN 5-8183-0347-0 (рус); ISBN 0-340-78209-9 (англ.)
Митчелл П. 101 ключевая идея: Экология
В книге в алфавитном порядке даны основные понятия и термины в помощь начинающим изучать экологию. Акцент делается на биологические аспекты (внутривидовая конкуренция, местообитание, биоконтроль над вредителями, вытеснение признака и т.д.) всего многообразия тем, которые включает в себя предмет экологии. Безусловной заслугой издания является увлекательное и доступное для широкого круга читателей изложение материала, что делает его незаменимым в качестве справочного материала для начинающего эколога и биолога.


1999
Экология и власть. 1917–1990. Документы. / Под общ. ред. акад. А.Н. Яковлева; Сост. В.И. Пономарева и др.; Вступ. ст. акад. Н.Н. Моисеева; Консультант д.эк.н. О.Р. Лацис. – М.: Международный фонд «Демократия», 1999 г. – 432 с. – (Россия. XX век. Документы)
Экология и власть. 1917-1990. Документы
Издание содержит уникальный комплекс впервые публикуемых, недавно рассекреченных архивных документов, связанных с экологической проблематикой, включая ее геополитические, социальные, экономические и исторические аспекты. Представляет интерес для научных, в том числе междисциплинарных исследований. Глубокое комментирование документов и продуманный научно-справочный аппарат сборника в целом позволяют использовать его в учебных целях, включая общеобразовательные.






Источник:
http://www.ecoculture.ru/ecolibrary/ecobooks.php

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Почему романы Джейн Остин всё ещё актуальны в наше время?

  Давайте поговорим о великой классической писательнице британской литературы. 16 декабря 1775 года родилась Джейн Остин, автор таких знаменитых романов, как «Гордость и предубеждение», «Эмма», «Нортенгерское аббатство» и др. Её книги – нечто большее, чем просто истории о любви. Это «романы нравов», примечательные, прежде всего, яркими и многогранными характерами героев. Простота сюжета сочетается с глубоким психологизмом, иронией и тонким «английским» юмором. С первых страниц начинает казаться, что главные героини книг знакомы вам уже много лет как добрые подруги. Воспитанная и остроумная Элизабет Беннет, активная и харизматичная Эмма Вудхаус или мудрая и честная Элинор Дэшвуд заставляют проникнуться их жизнью, искренне радоваться и переживать за девушек. С другой стороны, появление антагонистов вызывает бурю возмущения. Сюжеты романов часто касаются темы лицемерия в светском обществе того времени, меркантильности некоторых джентльменов и леди, а так же коварства, казалось бы, благоро

Кто сказал, что библиотеки скучные?

 Кто сказал, что библиотеки скучные?   В тишине заставленных книжными стеллажами залов происходили и происходят до сих пор очень интересные события. Приведем несколько любопытных фактов о библиотеках. Большая часть из них была терпеливо собрана в разнообразных интернет-энциклопедиях, а кое-какие выужены из новостных лент. Хотите узнать, зачем в библиотеке работали верблюды?  Не представляете в какой стране живет самый злостный задолжник? Тогда, читайте дальше.

НАШИ ЗЕМЛЯКИ - ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ! (ГУБКИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ)

  Ко Дню Освобождения губкинской территории от немецко-фашистских захватчиков мы проводим патриотический час, посвящённый героям Великой Отечественной Войны нашего округа. В эти непростые времена, связанные с пандемией короновируса, провести данное мероприятие для большой аудитории, к сожалению, всё ещё невозможно. Однако, мы предлагаем вам ознакомиться со статьёй ниже и по возможности показать её вашим детям и родственникам. Ведь даже в трудных ситуациях важно чтить и сохранять память о героизме наших предков. Булгаков Андрей Пантелеевич (1920-1981), подполковник, Герой Советского Союза Старший лейтенант Булгаков, будучи заместителем командира эскад­рильи истребительного полка, к январю 1945 г. совершил 182 боевых вылета, в 39 воздушных боях сбил лично 18 самолетов и аэростат-корректировщик противника, вывел из строя 15 воинских эшелонов, 20 автомашин, подавил огонь трех зенитных батарей, сжег 18 вагонов с боеприпасами. 4 апреля 1944 года в районе г. Ковель звено Булгакова вступило в