Как заинтересовать ребенка чтением и научить любить книгу ?
[Советы для родителей]
То, что чтение полезно — знает каждый. Книги прививают грамотность, пополняют словарный запас. Читая, человек развивается духовно, учится грамотно мыслить и растет, как личность. Именно этого все родители желают своим детям. Но не все дети разделяют родительский энтузиазм. Для них книга — это наказание и неинтересное времяпровождение. Подрастающее поколение можно понять, ведь сегодня вместо чтения можно слушать аудиокниги и смотреть фильмы в 3D формате.
Почему это важно?!
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать», – писал Дидро. И был, безо всякого сомнения, прав. Что касается детей, то, не начиная читать, они не начинают мыслить вовсе. Они не расширяют свой запас знаний и не нагружают мозг так, как следовало бы. Всё потому, что книга учит «культуре ума», заставляет мыслить глубже , наполняет память, тренирует внимание и дисциплинирует ум. Не секрет, что современнее дети читают мало и хорошей книге предпочитают компьютерные «стрелялки» или бездушные комиксы, яркие, но напоминающие «бубльгум» для мозга. Почему так необходимо кроху приучать к чтению и как это делать – об этом дальше.
У не приученного к чтению ребенка низкий уровень речи, ограниченный словарный запас, а в разговоре то тут, то там проскакивают вредные словечки вроде «вот», «это», «ну». Ребенок, читая, становится грамотным, он бессознательно запоминает правильное написание слов, употребление их в предложении. Кроме того, чтение – это источник хорошего чувства юмора. Не читая, не раскрывая для себя сути остроумия, ребенок будет лишь хватать скабрезные анекдоты от своих сверстников, но в разговоре не сможет придумать ни одной собственной шутки.
От ребенка, который не читает ничего кроме учебников, нельзя ожидать, будто из него вырастет образованный и эрудированный человек. Даже аттестат о среднем образовании не сделает его образованным. И школа вряд ли его приучит к так называемому «внеклассному» чтению: она спросит с него базовый уровень знаний, заданный программой, но читать «для себя» не заставит. Именно поэтому делать из чада «книжного червя» должны родители. Как?
Как нужно прививать ребенку желание читать.
Подавать ребенку хороший пример. Вы и сами должны много и регулярно читать, демонстрируя тем самым наглядный пример своему дитятку. Во-первых, малыши любят подражать «взрослым» занятиям и копируют их образ жизни. Во-вторых, если вы говорите крохе «Читай!», а сами уже забыли, как выглядит книга, и времяпрепровождению с пухлым томом предпочитаете просмотр сериалов, то вы просто сотрясаете воздух. Ребенок, глядя на вас, пожмет плечами и пойдет гулять во двор.
Кроме того, в вашем доме должна быть большая библиотека, и она должна занимать центральное, едва ли не священное место. Нужно содержать ее в порядке и приучать к этому малыша, прививая ему бережное отношение «бумажным друзьям». Выделите отдельную полку лично для малыша, где он будет хранить свои книги. Ухаживать за ними, расставляя томики и протирая с них пыль, малютка тоже должен сам!
Правило №2
Приучать ребенка к чтению надо с самого раннего возраста. Если у него к школе ещё не привит интерес к книге, если он так и не понял, что же хорошего в листании страниц, если ему гораздо интереснее играть в компьютерные игры или смотреть мультфильмы, значит, вы уже опоздали. Возможно, что вы увидите в его руках учебник или какой-нибудь роман из школьной программы, но дальше «обязаловки» дело не пойдет – читать «для себя», для своего самообразования он вряд ли начнет.
Начинать нужно уже с первых дней рождения малыша, когда он еще даже не умеет разговаривать, но уже начинает изучать предметы вокруг него. Купите ему специальные книжки-игрушки (благо выбор их сегодня велик), развивающие книжки. Не забывайте и о банальном чтении сказок перед сном. Читайте малютке вслух, причем обязательно регулярно. Как только кроха освоит буквы и слоги, он перестанет зависеть от вас: ему надоест ждать продолжения захватывающей истории, пока вы заняты, и потянется к книге сам.
Покупайте малышу красочные томики с картинками, которые будут его манить. Но не переходите к глупому складированию пролистанных, один раз, книжек! Если ребенок посмотрел картинки, еле-еле осилил первый абзац и забросил книгу в дальний угол, возвращайте её обратно ему в руки. Каждый день принуждайте читать хотя бы по одной-две странички. Придумывайте для этого любые способы (кроме ремня и запугивания, конечно): давайте поощрение, устраивайте после прочитанной главы викторину с призами, обсуждайте прочитанное, хвалите.
Правило №3
Отслеживайте интересы своего «книжного червя». Если вы приносите уже десятую детскую книжку с народными сказками, а он к ней даже не притрагивается, возможно, что ему наскучили сказки. Попробуйте детские детективы или что-то из специализированной литературы: энциклопедии, книги о фокусах, кругосветных путешествиях или о пиратах. Учитывайте, что действительно интересно малышу, и при этом старайтесь расширить круг его интересов. Смиритесь с тем, что большие книги будут его пугать своей необъятностью, пусть читает комиксы, журналы, газеты – всё что угодно, лишь бы читал.
Правило №4
Прививайте у малыша любовь к слову в любом виде. Играйте в ребусы, «слова из слова», разгадывайте загадки. Пусть кроха придумывает собственные сказки и истории, рисует к ним иллюстрации – вы можете поддержать его маленький талант, делая из его творений стенгазеты или журналы. И, конечно, хвалите ребенка!
Правило №5
Не бросайтесь в крайности. В детстве должны быть не только книги и развивающие занятия, но и «простые» радости: поездки на природу, в театр, в цирк, в зоопарк, общение с друзьями и активные игры. Ребенок должен оставаться ребенком!
Как НЕ надо приучать ребенка к чтению книг – самые частые родительские ошибки.
Обеспокоенные детским образованием родители стремятся, во что бы то
ни стало, привить любовь к книгам, и в своих порывах допускают немало
ошибок.
Многие родители стараются принудительно привить любовь к книгам. И это — первая ошибка, потому что нельзя заставить любить насильно.
Еще одна ошибка — это позднее приучение. Большинство мам и пап задумываются о чтении только к началу школы. А между тем, привязанность к книгам должна зарождаться с детства, практически с колыбели.
Оборотная сторона — спешка в обучении чтению. Раннее развитие сегодня ультрамодно. Поэтому продвинутые мамы учат малышей читать, когда они еще только ползают, раньше времени развивают творческие, спортивные и умственные наклонности. Но стоит помнить, что своим нетерпением можно вызвать негативную реакцию у ребенка к книгам на долгие годы.
Одна из самых распространенных ошибок — это чтение книг не по возрасту. Не может 8-летний малыш с удовольствием читать романы и поэмы, не стоит от него этого требовать. Ему интереснее читать комиксы. А подростку не интересны произведения вечной классики, до этих книг нужно еще дорасти. Пусть читает современную и модную литературу.
Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?
- Показывайте своим примером, что чтение — это хорошо. Читайте сами, если не книги, то прессу, газету, журналы или романы. Главное, чтобы дети видели читающих родителей, и чтобы вам нравилось читать. Другими словами родители должны отдыхать с книгой в руках.
- Есть пословица, что дом без книг — это тело без души. Пусть в вашем жилище будет много разнообразных книг, тогда рано или поздно ребенок проявит интерес хотя бы к одной.
- Читайте ребенку книги с самого детства: сказки на ночь малышам и веселые рассказы дошкольникам.
- Читайте, когда этого просит ребенок, а не когда вам удобно. Пусть это будут 5 минут чтения в удовольствие, чем полчаса «обязаловки».
- Прививайте любовь к книгам, как к предметам — это незаменимое условие любви к чтению. Учите аккуратно обращаться с изданиями, не ломать переплет, не вырывать страницы. Ведь бережное отношение отличает любимые вещи от нелюбимых.
- Не отказывайте ребенку в чтении, когда он сам научится читать. Переход к самостоятельному изучению книг должен быть постепенным.
- Важно подбирать книгу по возрасту. Для малышей это будут большеформатные фолианты с красивыми, яркими иллюстрациями. Для школьников книги с крупным шрифтом. А для подростков модно оформленные
- издания. Содержание тоже должно соответствовать возрасту читающего.
- Учить читать ребенка нужно не навязчиво, особенно если вы познаете буквы еще до школы. Читайте вывески, заголовки газет, пишите друг другу короткие записки. Это намного лучше, чем плакаты, карточки и принуждение.
- Говорите с детьми о прочитанном. Например, о героях и их поступках. Фантазируйте — можно придумать новое продолжение сказки или сыграть в «Красную шапочку» куклами. Это породит дополнительный интерес к книгам. Играйте в чтение. Читайте по очереди, по слову, по предложению. Как вариант, можно зарисовать пятое предложение с десятой страницы и угадать, что там нарисовано. Стоит придумать множество развлечений с книгами, буквами и чтением, ведь игровое обучение дает хорошие результаты.
- Поддерживайте интерес к прочитанному. Так, после «Маши и медведей» можно сходить в зоопарк, посмотреть на Михаила Потаповича. После «Золушки» купить билет на одноименный спектакль, а после «Щелкунчика» на балет.
- Книги должны быть разнообразными и интересными. Потому что нет ничего хуже, чем чтение скучного и непонятного рассказа.
- Не запрещайте просмотр телевизора и игру в компьютере в угоду чтению книг. Во-первых, потому что запретный плод сладок, и ребенок будет еще больше стремиться к экрану, а во-вторых — потому что из-за наложенных запретов у ребенка сложиться негативная реакция на книги.
- Разрешайте меняться книгами со сверстниками.
- Обустраивайте в доме удобные места для чтения. Это побуждает всех домочадцев читать больше.
- Заводите семейные традиции, связанные с чтением. Например, воскресным вечером — общее чтение.
- С самого детства читайте ребенку с выражением, используйте весь свой артистизм. Для малыша это целое представление, которое открывает ему книга. Пусть этот личный театр остается с ним всегда. Тогда, даже став взрослым, человек будет так же ярко воспринимать книгу, как когда-то на коленях мамы. Рассказывайте ребенку о личности автора, и, возможно, заинтересовавшись биографией, он захочет прочитать еще одно его произведение.
- Откажитесь от телевизоров в спальнях, как детских, так и взрослых. Ведь такое соседство не порождает любви к чтению. К тому же, телевизор своим шумом мешает читать, а спутниковое телевидение отвлекает множеством каналов, интересными мультфильмами и телепередачами.
- Используйте книжки-сюрпризы с открывающимися окошками, дырочками для пальцев и игрушками для малышей-крох. Такие книжки-игрушки позволяют раскинуться фантазии и порождают интерес к книгам с самого младенчества.
- Не нервничайте, если ваш ребенок не любит книги или вовсе противится чтению. Ваше настроение передается отпрыску, накладывается на уже сформированное неприятие и создает устойчивый барьер для зарождения любви к литературе.
Возможно, сегодня гаджеты и практически полностью заменили печатную
продукцию, но совсем вытеснить ее из нашей жизни им никогда не
получится. Ведь чтение — это еще и тактильное удовольствие, особый
ритуал с неповторимой атмосферой, порождающий игру воображения, которую
не может предоставить ни один фильм, ни одно новейшее изобретение.
Читайте книги, любите их, и тогда ваши дети будут с удовольствием читать сами!
С уважением Ваша библиотека!
Источники:
Ждем Вас в гости по адресу:г.Губкин
ул.Народная 4а
тел: +7(47241)63247
Библиотека-филиал №3
Комментарии
Отправить комментарий