К основному контенту

"Мама, я не хочу читать!"

Как заинтересовать ребенка чтением и научить любить книгу ?

[Советы для родителей]

То, что чтение полезно — знает каждый. Книги прививают грамотность, пополняют словарный запас. Читая, человек развивается духовно, учится грамотно мыслить и растет, как личность. Именно этого все родители желают своим детям. Но не все дети разделяют родительский энтузиазм. Для них книга — это наказание и неинтересное времяпровождение. Подрастающее поколение можно понять, ведь сегодня вместо чтения можно слушать аудиокниги и смотреть фильмы в 3D формате.

 

Почему это важно?!

 

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать», – писал Дидро. И был, безо всякого сомнения, прав. Что касается детей, то, не начиная читать, они не начинают мыслить вовсе. Они не расширяют свой запас знаний и не нагружают мозг так, как следовало бы. Всё потому, что книга учит «культуре ума», заставляет  мыслить глубже , наполняет память, тренирует внимание и дисциплинирует ум. Не секрет, что современнее дети читают мало и хорошей книге предпочитают компьютерные «стрелялки» или бездушные комиксы, яркие, но напоминающие «бубльгум» для мозга.  Почему так необходимо кроху приучать к чтению и как это делать – об этом дальше.

  

У не приученного к чтению ребенка низкий уровень речи, ограниченный словарный запас, а в разговоре то тут, то там проскакивают вредные словечки вроде «вот», «это», «ну». Ребенок, читая, становится грамотным, он бессознательно запоминает правильное написание слов, употребление их в предложении. Кроме того, чтение – это источник хорошего чувства юмора. Не читая, не раскрывая для себя сути остроумия, ребенок будет лишь хватать скабрезные анекдоты от своих сверстников, но в разговоре не сможет придумать ни одной собственной шутки.

От ребенка, который не читает ничего кроме учебников, нельзя ожидать, будто из него вырастет образованный и эрудированный человек. Даже аттестат о среднем образовании не сделает его образованным. И школа вряд ли его приучит к так называемому «внеклассному» чтению: она спросит с него базовый уровень знаний, заданный программой, но читать «для себя» не заставит. Именно поэтому делать из чада «книжного червя» должны родители. Как?

  Как нужно прививать ребенку желание читать.

Правило №1
Подавать ребенку хороший пример. Вы и сами должны много и регулярно читать, демонстрируя тем самым наглядный пример своему дитятку. Во-первых, малыши любят подражать «взрослым» занятиям и копируют их образ жизни. Во-вторых, если вы говорите крохе «Читай!», а сами уже забыли, как выглядит книга, и времяпрепровождению с пухлым томом предпочитаете просмотр сериалов, то вы просто сотрясаете воздух. Ребенок, глядя на вас, пожмет плечами и пойдет гулять во двор.

Кроме того, в вашем доме должна быть большая библиотека, и она должна занимать центральное, едва ли не священное место. Нужно содержать ее в порядке и приучать к этому малыша, прививая ему бережное отношение «бумажным друзьям». Выделите отдельную полку лично для малыша, где он будет хранить свои книги. Ухаживать за ними, расставляя томики и протирая с них пыль, малютка тоже должен сам!

Правило №2 
Приучать ребенка к чтению надо с самого раннего возраста. Если у него к школе ещё не привит интерес к книге, если он так и не понял, что же хорошего в листании страниц, если ему гораздо интереснее играть в компьютерные игры или смотреть мультфильмы, значит, вы уже опоздали. Возможно, что вы увидите в его руках учебник или какой-нибудь роман из школьной программы, но дальше «обязаловки» дело не пойдет – читать «для себя», для своего самообразования он вряд ли начнет.

Начинать нужно уже с первых дней рождения малыша, когда он еще даже не умеет разговаривать, но уже начинает изучать предметы вокруг него. Купите ему специальные книжки-игрушки (благо выбор их сегодня велик), развивающие книжки. Не забывайте и о банальном чтении сказок перед сном. Читайте малютке вслух, причем обязательно регулярно. Как только кроха освоит буквы и слоги, он перестанет зависеть от вас: ему надоест ждать продолжения захватывающей истории, пока вы заняты, и потянется к книге сам.

Покупайте малышу красочные томики с картинками, которые будут его манить. Но не переходите к глупому складированию пролистанных, один  раз, книжек! Если ребенок посмотрел картинки, еле-еле осилил первый абзац и забросил книгу в дальний угол, возвращайте её обратно ему в руки. Каждый день принуждайте читать хотя бы по одной-две странички. Придумывайте для этого любые способы (кроме ремня и запугивания, конечно): давайте поощрение, устраивайте после прочитанной главы викторину с призами, обсуждайте прочитанное, хвалите.

Правило №3 
Отслеживайте интересы своего «книжного червя». Если вы приносите уже десятую детскую книжку с народными сказками, а он к ней даже не притрагивается, возможно, что ему наскучили сказки. Попробуйте детские детективы или что-то из специализированной литературы: энциклопедии, книги о фокусах, кругосветных путешествиях или о пиратах. Учитывайте, что действительно интересно малышу, и при этом старайтесь расширить круг его интересов. Смиритесь с тем, что большие книги будут его пугать своей необъятностью, пусть читает комиксы, журналы, газеты – всё что угодно, лишь бы читал.

Правило №4 
Прививайте у малыша любовь к слову в любом виде. Играйте в ребусы, «слова из слова», разгадывайте загадки. Пусть кроха придумывает собственные сказки и истории, рисует к ним иллюстрации – вы можете поддержать его маленький талант, делая из его творений стенгазеты или журналы. И, конечно, хвалите ребенка!

Правило №5  
Не бросайтесь в крайности. В детстве должны быть не только книги и развивающие занятия, но и «простые» радости: поездки на природу, в театр, в цирк, в зоопарк, общение с друзьями и активные игры. Ребенок должен оставаться ребенком!

Как НЕ надо приучать ребенка к чтению книг – самые частые родительские ошибки.

 Обеспокоенные детским образованием родители стремятся, во что бы то ни стало, привить любовь к книгам, и в своих порывах допускают немало ошибок.


Ошибка№1
Многие родители стараются принудительно привить любовь к книгам. И это — первая ошибка, потому что нельзя заставить любить насильно.
Ошибка №2
Еще одна ошибка — это позднее приучение. Большинство мам и пап задумываются о чтении только к началу школы. А между тем, привязанность к книгам должна зарождаться с детства, практически с колыбели.
Ошибка №3
Оборотная сторона — спешка в обучении чтению. Раннее развитие сегодня ультрамодно. Поэтому продвинутые мамы учат малышей читать, когда они еще только ползают, раньше времени развивают творческие, спортивные и умственные наклонности. Но стоит помнить, что своим нетерпением можно вызвать негативную реакцию у ребенка к книгам на долгие годы.
 Ошибка №4
Одна из самых распространенных ошибок — это чтение книг не по возрасту. Не может 8-летний малыш с удовольствием читать романы и поэмы, не стоит от него этого требовать. Ему интереснее читать комиксы. А подростку не интересны произведения вечной классики, до этих книг нужно еще дорасти. Пусть читает современную и модную литературу.

Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?

    • Показывайте своим примером, что чтение — это хорошо. Читайте сами, если не книги, то прессу, газету, журналы или романы. Главное, чтобы дети видели читающих родителей, и чтобы вам нравилось читать. Другими словами родители должны отдыхать с книгой в руках. 
    • Есть пословица, что дом без книг — это тело без души. Пусть в вашем жилище будет много разнообразных книг, тогда рано или поздно ребенок проявит интерес хотя бы к одной.
    • Читайте ребенку книги с самого детства: сказки на ночь малышам и веселые рассказы дошкольникам.
    • Читайте, когда этого просит ребенок, а не когда вам удобно. Пусть это будут 5 минут чтения в удовольствие, чем полчаса «обязаловки».
    • Прививайте любовь к книгам, как к предметам — это незаменимое условие любви к чтению. Учите аккуратно обращаться с изданиями, не ломать переплет, не вырывать страницы. Ведь бережное отношение отличает любимые вещи от нелюбимых.
    • Не отказывайте ребенку в чтении, когда он сам научится читать. Переход к самостоятельному изучению книг должен быть постепенным.
    • Важно подбирать книгу по возрасту. Для малышей это будут большеформатные фолианты с красивыми, яркими иллюстрациями. Для школьников книги с крупным шрифтом. А для подростков модно оформленные
    • издания. Содержание тоже должно соответствовать возрасту читающего.
    • Учить читать ребенка нужно не навязчиво, особенно если вы познаете буквы еще до школы. Читайте вывески, заголовки газет, пишите друг другу короткие записки. Это намного лучше, чем плакаты, карточки и принуждение.
    • Говорите с детьми о прочитанном. Например, о героях и их поступках. Фантазируйте — можно придумать новое продолжение сказки или сыграть в «Красную шапочку» куклами. Это породит дополнительный интерес к книгам. Играйте в чтение. Читайте по очереди, по слову, по предложению. Как вариант, можно зарисовать пятое предложение с десятой страницы и угадать, что там нарисовано. Стоит придумать множество развлечений с книгами, буквами и чтением, ведь игровое обучение дает хорошие результаты.
    • Поддерживайте интерес к прочитанному. Так, после «Маши и медведей» можно сходить в зоопарк, посмотреть на Михаила Потаповича. После «Золушки» купить билет на одноименный спектакль, а после «Щелкунчика» на балет.
    • Книги должны быть разнообразными и интересными. Потому что нет ничего хуже, чем чтение скучного и непонятного рассказа.
    • Не запрещайте просмотр телевизора и игру в компьютере в угоду чтению книг. Во-первых, потому что запретный плод сладок, и ребенок будет еще больше стремиться к экрану, а во-вторых — потому что из-за наложенных запретов у ребенка сложиться негативная реакция на книги.
    • Разрешайте меняться книгами со сверстниками.
    • Обустраивайте в доме удобные места для чтения. Это побуждает всех домочадцев читать больше.
    • Заводите семейные традиции, связанные с чтением. Например, воскресным вечером — общее чтение.
    • С самого детства читайте ребенку с выражением, используйте весь свой артистизм. Для малыша это целое представление, которое открывает ему книга. Пусть этот личный театр остается с ним всегда. Тогда, даже став взрослым, человек будет так же ярко воспринимать книгу, как когда-то на коленях мамы. Рассказывайте ребенку о личности автора, и, возможно, заинтересовавшись биографией, он захочет прочитать еще одно его произведение.
    • Откажитесь от телевизоров в спальнях, как детских, так и взрослых. Ведь такое соседство не порождает любви к чтению. К тому же, телевизор своим шумом мешает читать, а спутниковое телевидение отвлекает множеством каналов, интересными мультфильмами и телепередачами.
    • Используйте книжки-сюрпризы с открывающимися окошками, дырочками для пальцев и игрушками для малышей-крох. Такие книжки-игрушки позволяют раскинуться фантазии и порождают интерес к книгам с самого младенчества.
    • Не нервничайте, если ваш ребенок не любит книги или вовсе противится чтению. Ваше настроение передается отпрыску, накладывается на уже сформированное неприятие и создает устойчивый барьер для зарождения любви к литературе.

    Возможно, сегодня гаджеты и практически полностью заменили печатную продукцию, но совсем вытеснить ее из нашей жизни им никогда не получится. Ведь чтение — это еще и тактильное удовольствие, особый ритуал с неповторимой атмосферой, порождающий игру воображения, которую не может предоставить ни один фильм, ни одно новейшее изобретение.
    Читайте книги, любите их, и тогда ваши дети будут с удовольствием читать сами!

    С уважением Ваша библиотека!



    Источники:
    Ждем Вас в гости по адресу:
    г.Губкин
    ул.Народная 4а
    тел: +7(47241)63247
    Библиотека-филиал №3 

    Комментарии

    Популярные сообщения из этого блога

    Почему романы Джейн Остин всё ещё актуальны в наше время?

      Давайте поговорим о великой классической писательнице британской литературы. 16 декабря 1775 года родилась Джейн Остин, автор таких знаменитых романов, как «Гордость и предубеждение», «Эмма», «Нортенгерское аббатство» и др. Её книги – нечто большее, чем просто истории о любви. Это «романы нравов», примечательные, прежде всего, яркими и многогранными характерами героев. Простота сюжета сочетается с глубоким психологизмом, иронией и тонким «английским» юмором. С первых страниц начинает казаться, что главные героини книг знакомы вам уже много лет как добрые подруги. Воспитанная и остроумная Элизабет Беннет, активная и харизматичная Эмма Вудхаус или мудрая и честная Элинор Дэшвуд заставляют проникнуться их жизнью, искренне радоваться и переживать за девушек. С другой стороны, появление антагонистов вызывает бурю возмущения. Сюжеты романов часто касаются темы лицемерия в светском обществе того времени, меркантильности некоторых джентльменов и леди, а так же коварства, казалось бы, благоро

    Кто сказал, что библиотеки скучные?

     Кто сказал, что библиотеки скучные?   В тишине заставленных книжными стеллажами залов происходили и происходят до сих пор очень интересные события. Приведем несколько любопытных фактов о библиотеках. Большая часть из них была терпеливо собрана в разнообразных интернет-энциклопедиях, а кое-какие выужены из новостных лент. Хотите узнать, зачем в библиотеке работали верблюды?  Не представляете в какой стране живет самый злостный задолжник? Тогда, читайте дальше.

    НАШИ ЗЕМЛЯКИ - ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ! (ГУБКИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ)

      Ко Дню Освобождения губкинской территории от немецко-фашистских захватчиков мы проводим патриотический час, посвящённый героям Великой Отечественной Войны нашего округа. В эти непростые времена, связанные с пандемией короновируса, провести данное мероприятие для большой аудитории, к сожалению, всё ещё невозможно. Однако, мы предлагаем вам ознакомиться со статьёй ниже и по возможности показать её вашим детям и родственникам. Ведь даже в трудных ситуациях важно чтить и сохранять память о героизме наших предков. Булгаков Андрей Пантелеевич (1920-1981), подполковник, Герой Советского Союза Старший лейтенант Булгаков, будучи заместителем командира эскад­рильи истребительного полка, к январю 1945 г. совершил 182 боевых вылета, в 39 воздушных боях сбил лично 18 самолетов и аэростат-корректировщик противника, вывел из строя 15 воинских эшелонов, 20 автомашин, подавил огонь трех зенитных батарей, сжег 18 вагонов с боеприпасами. 4 апреля 1944 года в районе г. Ковель звено Булгакова вступило в